Ни для кого не секрет, что залогом успешного обучения является не только приобретение знаний, но и умение грамотно и уверенно их излагать.

Школа даёт ученику огромный поток информации, не учитывая сложность изучаемого и способность ребёнка все усвоить и правильно преподнести на экзаменах.

Сегодняшние полуторагодовалые малыши не рассматривают картинки в книжках, а нажимают кнопки на планшетах и ноутбуках. Современный школьник не представляет своего обучения без интернета, который хоть и открывает пользователям много возможностей, но и вместе с тем резко ограничивает живое коммуникативное общение. Дети так и не приучаются правильно говорить, писать и, соответственно, логически мыслить, что отражается на психическом и психосоматическом здоровье ребёнка, а главное, затрудняет процесс сдачи устных и письменных экзаменов. Ведь зачастую даже вполне способный ученик по причине страха собственной речи остается в рядах слабых неперспективных.

Как же не упустить момент и не дать психологическим проблемам приобрести устойчивый характер? Где, как и когда учиться правильной речи?

Начинать профилактику возможных проблем необходимо с самого раннего детства.

Малыши к 3-4- месяцам жизни уже начинают издавать звуки, «гулить». Если 3-4-х месячный малыш молчит – это первый сигнал, на который стоит обратить внимание. В 10 месяцев карапуз делает попытки произносить первые слоги – так называемый «лепет». В этом возрасте малыш откликается на собственное имя. К полутора годам появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «дай», «на». К 2-м годам кроха должен уметь выражать свои желания простыми предложениями. Если к 2,5 годам ребёнок выражает свои мысли исключительно жестами, не формулирует простые фразы – следует обязательно посетить логопеда.

Предлагаем перечень тревожных сигналов для родителей детей 1-3 лет:

  • Не смотрит в глаза, трудно «поймать» взгляд: малыш при попытке вести диалог смотрит «сквозь» собеседника;
  • Не обращается с просьбами и сам не выполняет просьбы других;
  • Говорит о себе во втором или в третьем лице, мало реагируя на собственное имя, не поддерживает диалог;
  • Вместо ответа на вопрос, повторяет вопрос;
  • Если речь и есть, то она мало понятна и ни к кому не обращена (разговаривает сам с собой);
  • Не любит играть в совместные игры со взрослыми, не стремится повторять и подражать;
  • Относится к близким, как к неодушевлённым предметам, например, карабкается по человеку, как по дереву (не в рамках игры);
  • Непродуктивно играет с игрушками, используя их не по назначению, например, не катает машинку, а стучит ею по стене;

Обращаем внимание, что тревожиться необходимо, если у малыша регулярно проявляется не один из перечисленных сигналов, а несколько.

Ну а если же ребёнок, достигший трехлетнего возраста, говорит осознанно и понятно, но постоянно переставляет слоги в словах, недоговаривает окончания слов, не способен выучить даже короткое стихотворение? И в этом случае посещение логопеда будет не лишним, а зачастую просто необходимым. Коррекцией нарушений произношения можно начинать заниматься с 4-х летнего возраста. Обычно четырёхлетние малыши искажают свистящие («с», «з», «ц») и шипящие («ш», «ж») звуки. А вот звуки «л» и «р» являются самыми поздними в появлении в речи. Постановкой и коррекцией этих звуков надо заниматься с детьми, достигшими пятилетнего возраста.

Наибольший результат достигается во время групповых коррекционных занятий, так как ребенок чаще проявляет свои таланты, индивидуальность, соперничество и подражание сильнейшему лишь в коллективе своих сверстников. Групповые занятия способствуют наибольшему раскрепощению и увеличению доверия к учителю.

dodoctor.by