Патологические привычные действия (ППД) - это группа патологических повторяющихся стереотипных, ритмичных действий:

раскачивания телом и головой (яктация),

кусание ногтей (онихофагия),

выдергивание волос (трихотилломания), часто с последующим проглатыванием,

мастурбация, возникшая в допубертатном возрасте,

сосание пальцев и языка и др.

Распространенность отдельных феноменов, относящихся к данной группе, либо их сочетаний высока. По данным разных авторов, от 6% до 83% детей имеют в том или ином возрасте указанные привычки.

 Раскачивания телом и головой (яктация) может проявляться в виде раскачиваний в переднезадней или боковой плоскостях, в форме биений головой о горизонтальную или вертикальную поверхности, в виде кручений.

Сосание пальцев и языка.

Вариантами сосания большого пальца являются: сосание других пальцев, всей кисти, языка, губы, неба, сосание различных предметов, одежды, игрушек, страсть к соске и т.п.

Мастурбация

В раннем и допубертатном возрасте типичное проявление – манипулирование половыми органами.

Нередкое проявление - усиленное сжимание бедер, ерзание на стуле или лежа на животе, трение пахом о предметы, ноги взрослых.

Реже отмечается чрезмерное пристрастие детей к обнажению, телесному контакту.

Онихофагия

Типичные проявления: обгрызание ногтей на руках, реже ногах.

Позже это проявляется тем, что дети грызут карандаши, ручки, др.предметы, кусают язык, слизистую щек, скрипят зубами.

Трихотилломания

Типичный вариант: выдергивание собственных волос, бровей, ресниц, часто с последующим манипулированием ими, реже – проглатыванием, в результате может образоваться опухоль, так как волосы в желудке человека не перевариваются.

Возможен вариант, когда крутятся, выдергиваются не только свои, но и чужие волосы, волосы кукол, шерсть животных, все ворсистое пушистое, что попадается в руки.

 Как понять: у ребенка ППД или он просто познает окружающий мир, когда дергает вас за волосы или тянет все предметы в рот?

Вначале нужно определить соответствует ли данное действие психо-моторному развитию ребенка. Одно дело если ребенку 5 месяцев и совсем другое, если 4 года.

Далее определить, как часто это происходит и сколько длится.

Нет ли сочетания с другими признаками нарушений нервно-психического развития (невропатия, задержка угасания рефлексов новорожденных и врожденных автоматизмов, отставание в психомоторном и речевом развитии, асинхрония психического развития по типу раннего детского аутизма).

Можно ли отвлечь ребенка от этого занятия или это занятие доминирует над другими видами действий. Носит ритуальный характер, доставляет неприятные ощущения, но ребенок все равно не прекращает.

Лечение

Если нет органических поражений, интеллектуального недоразвития, то рекомендуется в первую очередь нормализовать детско-родительские отношения. Вначале убедитесь, что у вас самих нет этих привычек, иначе понятно, ребенок просто вас копирует.

Попробуйте изменить обстановку, переставить мебель например, иногда в этом плане помогает госпитализация, так как ребенок осуществляет ППД в определенном месте.

При подготовке уроков поставьте на стол большое зеркало, чтобы ребенок фиксировал, что он делает, так как эти действия бессознательны, или соберите выдернутые волосы или обгрызенные ногти в пакет – подсчитайте их вместе с ребенком.

Можно устроить дома шуточное соревнование «на самого искусного поедателя ногтей».

Используйте отвлекающие приемы: вязание, перебирание четок, компенсируйте палец леденцом.

При яктации – альтернатива это танцы, кресло-качалка.

Сенсорная замена – лепка, рисование пальцами, участие в кукольном театре.

При выдергивании волос – косынка, шапочка, парик во время приготовления уроков.

При лечении мастурбации: правильное физическое и гигиеническое воспитание, сон с руками поверх одеяла, свободная одежда, регулярная смена нижнего белья, быстрый подъем утром и более поздний отход ко сну. Занятие спортом. Лечение энтеробиоза. Ограничение информации возбуждающей сексуальные интересы.

Но самое главное, уделяйте ребенку достаточно внимания, напоминайте ему о своей любви и заботе.

dodoctor.by